Почти 100 000 детей в интернатах Украины, из них 90% имеют родителей, им просто вовремя не помогли …

Государство тратит $1000 в месяц на одного ребенка из интерната.
К ребенку доходит чуть больше $ 30.

Большая часть идет на административные расходы ... Поэтому, довольно часто интернаты прямо заинтересованы в сохранении и увеличении бюджета заведения, увеличении количеств детей в интернатах.

8000 новых детей-сирот и детей без родительской опеки появляется в Украине ежегодно.

Основные причины: сложные материальные обстоятельства родителей, употребление алкоголя и наркотиков, жестокое отношение к детям.

Детские дома, дома малютки, специальные школы интернаты – это все правильно объединять в слово «интернат». Что мы дальше и делаем.

Что действительно происходит в интернатах Украины

Посмотрите короткое видео
о реалиях того, что происходит,
когда Вы закрываете двери интерната..

Интернаты, в основном, — это настоящий детский ад. Пытки, сексуальное насилие, психологическое издевательство – это реальность интернатов и детских домов. Мы не преувеличиваем, почти каждую неделю можно увидеть ужасные новости: воспитатели случайно сожгли ребенка живьем, на ребенка-сироту директор интерната вылила горячий суп, «чтобы проучить». Это случаи, о которых нам известно. Многие случаи остаются внутри заведений. Куда многие хотят ехать с игрушками и конфетами.

Давайте разберемся что реально нужно детям из интернатов.

Одежда и игрушки в хорошем состоянии, но без бирки интернаты редко берут. Вещам больше рады приюты.

Дети перед Новым годом разучивают песни и стихи, готовятся встречать многочисленные делегации. Вы нам конфеты – мы вам стихи и улыбки. В итоге в некоторых учреждениях по 30! концертов за предновогодние праздники. Выпускники интернатов учатся заново любить Новый год.

Количество подарков в этот период зашкаливает. Редко подарки ориентированы на личные нужды ребенка. Подростки часто отбирают подарки у детей, свои и чужие меняют на сигареты, алкоголь.

Формируется инструментальное отношение или потребительство. Дети быстро учатся манипулировать взрослыми. «Книга – это хорошо, но моему другу американская семья айфон подарила».

Книга для ребенка в интернате — вовсе не «друг». Книгу нужно подбирать индивидуально, обсуждать с ребенком.

Искусственная обстановка без настоящих искренних отношений. Приходят и уходят люди, которые не успевают стать значимыми. А дальше выход во взрослую жизнь и ты уже никому не нужен.

Собирая подарки и организовывая праздники для детей в интернатах, мы приносим больше вреда, чем пользы. Но это не означает что помочь ребёнку в интернате невозможно. Возможно. Есть много всего умного и эффективного. Основное задание – поддержать ребёнка.  

По темам

Все подобранные проекты специализируются на этой теме, имеют хорошую репутацию и проверены лично организаторами проекта Меценат

Наставничество

Наставничество - стать важным взрослым для подростка из интерната. Вы можете стать наставником – значимым взрослым для ребенка в интернате, лучше для подростка. Это означает регулярно проведывать его в интернате, общаться, поддерживать, выслушивать, мотивировать на изменения и помогать определиться в жизни. Больше узнать о наставничестве можете здесь.

Развивающие программы

Развивающие программы и мотивирующие встречи.
Позволяют сформировать навыки и подготовить к выходу из интерната. Это могут быть курсы программирования, фото и видеомонтажа, кулинарные мастер-классы, профориентация, стажировки и др. Главное, чтобы дети учились общаться, взаимодействовать, доверять другим и себе. Вы можете стать тренером или помочь в организации.
Клуб Добродіїв.

Мастерская Добра от Благомай: творческие и образовательные мастер-классы для адаптации детей в мир.

Лечение

Лечение детей из интернатов.
Фонд Твоя опора – спасение тех, кто оказался в беде. Поддержка тех, о ком не заботится государство – фонд поддерживает тяжелобольных детей-сирот.

Помощь семьям

Помощь семьям с детьми, которые оказались в сложных обстоятельствах.
СОС Дитячі Містечка Україна.
Приют Город добрацентр поддержки для бездомных мам с малышами на руках. Юридическая, материальная, психологическая, социальная поддержка.
Все партнеры – украинская сеть за права ребенка.

Семья

Лучшая помощь – это, конечно, Семья. Усыновление, приемная семья, детский дом семейного типа. Не каждый может и должен усыновлять. Вы можете поддержать программы обучения для приемных родителей в разных регионах Украины; образовательные программы для детей из таких семей; специализированные услуги психологов, логопедов, психотерапевтов. 
СОС Дитячі Містечка Україна
Hope and Homes
Партнерство «Кожній дитині»
Фонд «Благополуччя дітей»
Поделиться историей ребенка, который ищет семью тоже важная помощь:
Всеукраинский портал национального усыновления
База детей-сирот
Проект министерства социальной политики Украины

При том, если Вы хотите помочь «здесь и сейчас», то не советуем выбирать конфеты, игрушки или другой любой подарок, который не будет адресным и учитывать потребности конкретного ребенка.

Мы перечислили варианты помощи, которые влияют на ситуацию. У 90% детей, которым собирают подарки сейчас, есть родители. Просто им вовремя не помогли... Поэтому, мы призываем «делать добро» правильно :)

Вещи для детей

«Фабрика Чудес» проект фонда Благомай. Закупают теплые куртки и обувь для детей из интернатов.
Фонд Будущее Украины собирает письма от детей к Святому Николаю (Черновцы).
Фонд Волонтеры: Взрослые-Детям. Собирают продуктовые наборы. «Мы просим Вас не покупать сладости в детские дома – там их хватает под Новый год. Мы просим помочь собрать новогодние продуктовые наборы семьям в беде» (Харьков и область).
Приют Город добра – центр поддержки для бездомных мам с малышами на руках.

По типу помощи:

Деньги

«Фабрика Чудес» проект фонда Благомай.
Закупают теплые куртки и обувь для детей из интернатов.

Вещи

  • компьютерная техника, оборудование для обучения детей из интернатов в IT Academy

  • лекарства, средства личной гигиены, детские вещи, продукты питания – ищет Фонд Будущее Украины для своих подопечных из детских домов и детей, проживающих за чертой бедности в ужасных условиях.

Время

  • Подготовка и перевод на английский язык историй детей. СОС Дитячі містечка

  • Помощь дизайнера и фотографа в создании фотоисторий о детях, живущих в Детском Городке в городе Бровары Киевской области СОС Дитячі містечка

  • Учить детей игре на музыкальных инструментах (гитаре, саксофоне, валторне и др.) СОС Дитячі містечка

  • Проводить уроки по иностранному языку для детей. СОС Дитячі містечка

  • Волонтер или наставник в IT Academy

  • Наставник. Вы можете стать наставником – значимым взрослым для ребенка в интернате, лучше для подростка. Это означает регулярно навещать его в интернате, общаться, поддерживать, выслушивать, мотивировать на изменения и помочь определиться в жизни. Наставничество есть законодательно установленным видом социальной помощи. Одна надежда.

Услуги

Вам есть, что добавить к  этому списку, пожалуйста, напишите нам.

До Дня
Святого Николая
осталось:

И количество объявлений-сбора конфет, подарков, одежды для детских домов будет расти. «Мы им подарки – они нам улыбки. Мы поставим галочку «сделать доброе дело» – и молодцы». Такими действиями и рассуждениями мы делаем токсичный мир детей в учреждениях еще более ядовитым. Часто мы помогаем так, как удобно нам. Совершенно НЕ задумываясь о последствиях для детей, которым хотим помочь. 

Как оказалось, накануне дети всю ночь не спали, репетировали, готовились. Об этом с гордостью мне рассказала музработник детского дома.

«Я никогда не поддерживала пыл волонтеров и спонсоров. Как показала практика, ничего хорошего на самом деле это не приносит»

Я никогда не поддерживала пыл волонтеров и спонсоров. Как показала практика, ничего хорошего на самом деле это не приносит. К каждой истории, которой я поделюсь, прилагаю краткий комментарий. Финальные выводы – за Вами. Я лишь скажу, что лучшая помощь ребенку – помощь его семье. Если бы эти деньги и усилия были ориентированы на поддержку биологических семей, приемных семей, в наставничество, сопровождение детей после выхода из интернатов – мир бы преобразился. Детям нужна забота, а не конфеты. Причем постоянная, искренняя. Если хочется помочь единоразово, то, как по мне, лучше НЕ начинать.

— Дарья Касьянова, СОС Дитячі містечка Украина, Украинская сеть за права ребенка.

История первая

Как в интернате N за ночь поставили новый концерт

Лет 10 назад я впервые побывала в интернате. Это был городской детский дом, в котором находились дети от 4 до 7 лет. Вместе с командой мы готовили помощь для всех интернатов области и приехали в один из них, чтобы проверить логистику, познакомиться с персоналом, точно разузнать, какие подарки будут самыми полезными. После экскурсии по интернату директриса пригласила посмотреть концерт. Я не особо хотела, но, думаю, «дети то старались». После концерта меня спросили, что понравилось, что нет. Я ответила, что много религиозной тематики, все-таки у каждого свой взгляд на эту тему.

На следующий день нам показали совершенно другой концерт. Как оказалось, накануне дети всю ночь не спали, репетировали, готовились. Об этом с гордостью мне рассказала музработник детского дома.

«Как оказалось, накануне дети всю ночь не спали, репетировали, готовились. Об этом с гордостью мне рассказала музработник детского дома.»

После нас к детям приехали с подарками от губернатора, потом от мэра, потом постоянные «шефы» – пожарные и налоговики, дальше несколько университетов и крупных компаний, ну и волонтеры и церкви. Для всех был концерт и детские улыбки. А потом удивляемся, почему некоторые выпускники интернатов учатся заново любить Новый год. Искусственная обстановка без настоящих искренних отношений. Приходящие и уходящие люди, не успевающие стать значимыми. А дальше выход во взрослую жизнь, и ты уже никому не нужен. 

История
вторая

Как дети обменяли подарки на сахар

Известные спортсмены решили помочь детям. Меня попросили разузнать, что нужно. Воспитатели рассказали, что дети мечтают о хороших кроссовках. Мы узнали размер обуви каждого ребенка, узнали для каких целей нужна обувь, у кого плоскостопие, у кого нет, и так далее. Постарались подойти индивидуально. Приехали, подарили.

А через несколько дней мне позвонила знакомая – мама детского дома семейного типа, к которой часто дети из интерната заходили на чай (сбегали из интерната). Оказалось, что все дети дружно вышли на рынок и продали дорогие брендовые кроссовки по 50 грн, а некоторые и вовсе обменяли их на сахар-рафинад. Вот так им захотелось.

«Оказалось, что все дети дружно вышли на рынок и продали дорогие брендовые кроссовки по 50 грн»

Когда я спросила, почему они так поступили, один парень уверенно сказал, что привезут еще и лучше, чем эти. О ценности подарка дети из интернатных учреждений редко задумываются. Они не знают, каким трудом деньги зарабатываются. Нет примера, который есть в семье. Им это все просто «приходит».

Часто дети постарше забирают подарки у малышей, а после обменивают свои и чужие на алкоголь, сигареты, жетоны для игровых автоматов. Формируется инструментальное отношение или потребительство. Дети быстро учатся манипулировать взрослыми, и это не их вина.

История
третья

Мам много не бывает

Ребенок оказывается в интернате из-за потери семьи. Это огромная трагедия, травма на всю жизнь. Под одной крышей находится 30, 50 или 100 детей, переживших трагедию потери родных людей. Кто-то попадает в учреждение с рождения. Кто-то уже в осознанном возрасте.

Действительно, есть случаи жестокого обращения, пренебрежения и насилия над детьми.

Но чаще всего это истории про то, как семья не смогла справиться с обстоятельствами, и рядом не было никого, чтобы помочь и поддержать в нужный момент.

«Даша, я не могу понять, что происходит. Мы идем с Оксаной на рисование или на занятие хореографией, она с легкостью называет каждую ласковую женщину "мамочкой"»

Моя знакомая журналистка на одном из новогодних праздников увидела милую девочку 4-х лет, ребенок в учреждении был с рождения. Та взяла ее за руку и спросила, «Ты моя мамочка?». У знакомой сердце, конечно, йокнуло.


Через время она удочерила девочку. А через несколько месяцев звонит и спрашивает меня: «Даша, я не могу понять, что происходит. Мы идем с Оксаной на рисование или на занятие хореографией, она с легкостью называет каждую ласковую женщину "мамочкой"».

И такое поведение ребенка совсем не манипуляция, это серьезное расстройство поведения, возникающее от отсутствия у ребенка значимого взрослого и чреды мелькающих чужих лиц. Ребенок пытается компенсировать необходимое внимание не качеством, а количеством. 

Вырастая, таким детям сложно выстраивать доверительные теплые отношения, потому, что они просто не знают, как это — доверять и любить взрослых. Их столько раз предавали, и они выработали свою защитную систему.

История
четвертая

Немного статистики вместо Истории 4

По оценкам специалистов, которые работают с детьми после интернатов, средний возраст начала половой жизни 7-8 лет. Ребенок до определенного возраста не понимает, что это насилие. Это такая форма общения старших с младшими. Средний возраст аборта 13-14 лет.

Я знаю несколько девушек и ребят, которые уже вышли из интернатов, выучились в ПТУ. Они рассказывают, что не понимали, что происходит. О том, что это насилие, они осознали годами позже. Потому что нельзя было жаловаться, кричать, нельзя было рассказывать никому из взрослых об этих случаях. Это норма в искаженной реальности.

«Здесь много чувства вины, стыда. В том числе и у приемных родителей, которые когда-то возили в интернаты подарки и не видели, что реально происходит за закрытыми дверями»

Чаще всего я узнаю об этой проблеме от усыновителей и приемных родителей. Тема сексуализированного поведения и детского насилия раскрывалась в процессе психотерапии и требует долгосрочной профессиональной помощи. Здесь много чувства вины, стыда. В том числе и у приемных родителей, которые когда-то возили в интернаты подарки и не видели, что реально происходит за закрытыми дверями.

История
пятая

Конфеты по расписанию

Об этом происшествии мне рассказала известная талантливая женщина-музыкант. 

В канун праздников в детский дом приехали спонсоры и привезли сладости. Ей тогда было лет 6, а младшему брату – 4. Когда ей дали конфету, она решила поделиться ею с братиком. Встала из-за стола, отдала и вернулась. Воспитательницу это так разозлило, что девочка якобы нарушила правила, что та вылила ей за шиворот манную кашу. Ожог со временем исчез, но след в душе остался до сих пор.


«Воспитательницу это так разозлило, что девочка якобы нарушила правила, что та вылила ей за шиворот манную кашу»

Дети в детском доме живут строго по расписанию, все регламентировано. Никто не спрашивает, чего ты хочешь и что чувствуешь. Ребенок находится в состоянии хронического стресса, перестает развиваться. Задача – выжить.